Летопись пустыни
Из дальнейшей истории обители известно, что в начале ХVШ в. деревянный храм, выстроенный Поплонским, опять сгорел, но чудотворная икона вновь осталась невредимой. В это время пустынь пришла в крайний упадок, так что некому было совершать богослужения. Видя нестроения в монастыре, протоиерей села Устья (его имя не известно) и дворянин Никифор Поплонский без согласия оставшейся немногочисленной братии изъяли Владимирскую икону и поместили в храм села Устья. Но пораженные тяжкой болезнью, поспешили возвратить образ в монастырь. Получив по молитвам монахов исцеление, Поплонский сделался с тех пор усердным благотворителем Ордынской пустыни5. На его средства в монастыре была выстроена каменная двухэтажная церковь. Верхний храм был освящен в 1730 г. в честь сошествия Святого Духа, нижний в 1745 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На средства Н. Поплонского для обители были также выстроены каменные кельи настоятеля и братии, хозяйственные постройки, ограда.
Кто был настоятелем в это время, неизвестно. В 1739 г. строителем обители был иеромонах Александр. С 1762 г. монастырем управлял иеромонах Лаврентий. Сколько длилось его настоятельство, в распоряжении автора сведений нет.
В последней четверти XVIII столетия Ордынская пустынь находилась в жалком состоянии. По свидетельствам иеромонаха Пимена, жившего в ней в рассматриваемый период, монастырь иногда по целым месяцам из-за отсутствия священников оставался без богослужений7. Об этом свидетельствует и опись обители (1774г.), подписанная, за неимением настоятеля, посторонним священником Епифанием Жеглинским из села Афанасьевского.
Даже таких необходимых предметов, как топоры, серпы, косы и проч. не хватало (на 6 лошадей - 1 хомут и 1 узда). Поэтому неудивительно, почему в обители не было постоянного настоятеля - его попросту невозможно было содержать из-за скудости средств.
Причиной упадка данного монастыря, на наш взгляд, была секуляризация церковных и монастырских земель, проведенная императрицей Екатериной II. В «эпоху просвещенного абсолютизма» многие монастыри были оставлены - за штатом на своем содержании и, не имея средств к существованию, либо разорялись, либо упразднялись с дальнейшим обращением их церквей в приходские единицы (часто приписные к крупным селам). Однако, справедливости ради следует подчеркнуть, что эта уединенная пустынь упразднена не была, и в нее назначались настоятели, именовавшиеся строителями. Так, в 1786 г. сюда был направлен иеромонах Красногородищенской Бельской пустыни Исаакий, управлявший монастырем до 1803 г. Затем по 1817г. в обители настоятельствовали попеременно три иеромонаха: Мелхиседек, Павел и Тихон. С 1817 г. по 1833 г. был настоятелем иеромонах Владимир, а после него исполнял эту должность казначей пустыни иеромонах Алексий (по 1835 г.).С 1835 г. по 1841 г. строителем был иеромонах Тихон II. В течение 1841-1844 гг. переменились три строителя: Викентий, Савва и Конон. Но из-за частой смены игуменов монастырь не выиграл. Монахи разошлись по другим обителям и только несколько старцев доживали свой век в стенах когда-то благоустроенной пустыни, да иногда сюда на «исправление» ссылались проштрафившиеся лица духовного звания. Один из подначальных священников совершал здесь время от времени богослужения.
Внешний вид Ордынской пустыни потрясал своей запущенностью и убожеством: «вместо ограды — ветхая изгородь; каменная <...> церковь поражала внутри своей бедностью и требовала капитальных исправлений; кельи настоятеля, хотя и каменные, походили на развалины. Монастырское хозяйство и поля были в запустении, средств едва хватало на пропитание немногочисленной братии».
Управлявший Смоленской епархией архиепископ Тимофей обратил внимание на запустение Ордынского монастыря, и, озаботившись его благоустройством,
пригласил на должность настоятеля из Белобережской пустыни (Орловская
губерния) иеромонаха Палладия. Это произошло в 1844 г.
Отец Палладий (в миру - Петр Коровин) родился в городе Волоколамске. На 20-м году жизни он поступил в число братии Волоколамского монастыря, а затем перешел в Белобережскую пустынь, в стенах которой на протяжении 30 лет исполнял различные послушания. Затем был рукоположен в сан иеромонаха и под руководством опытного настоятеля архимандрита Моисея исполнял высшие монастырские должности (благочинного, эконома и казначея). 12 июля 1844 г. он прибыл в Ордынскую пустынь, которой управлял до своей смерти в 1866 г. При его мудром руководстве монастырь пришел в полный порядок и благоустройство. Отец Палладий в первую очередь позаботился о введении во врученном его попечению братстве общежительного устава, приучил иноков к труду и послушанию, неспешному и благоговейному совершению богослужений. За образец был взят устав Белобережского монастыря, соединенный с чинопоследованиями святой горы Афон и иерусалимского монашества (для этого иеромонах Палладий посетил величайшие святыни православия - Афон и Иерусалим). Сам настоятель для братии являлся образцом добродетельной жизни, труда и благоговейной молитвы.
По приведении в порядок иноческой жизни, настоятель озаботился и о внешнем украшении пустыни. При нем обитель полностью была видоизменена. Благодаря связям в Москве среди богатых купцов и родственников, отец Палладий восстановил и исправил ветхие здания, выстроил новые. Уже в 1846 г. в монастыре появился новый деревянный корпус на каменном фундаменте, предназначенный для келий настоятеля и братии; в 1848 г. была выстроена двухэтажная гостиница для богомольцев; 1849 г. - каменная монастырская трапезная. Впоследствии для паломников были сооружены более обширная гостиница и постоялый двор для ярмарочной торговли в день престольного праздника Владимирской иконы Божьей Матери.
С особенной любовью отец Палладий занялся строительством храмов. Разобрав ветхий храм, настоятель соорудил просторную двухэтажную церковь (1845 г.). Нижний придел во имя Рождества Богородицы был освящен 18 февраля 1850 г. архимандритом Вяземского монастыря Вениамином, а верхний, во славу сошествия Святого Духа 8 июля 1852 г. освятил высокопреосвященный Тимофей.
Благодаря пожертвованиям Александры Артемьевны Глазовой (12 тысяч рублей) в 1857 г. выстроен каменный пятиглавый храм во имя Софии-Премудрости Божьей (Глазова после смерти погребена недалеко от построенного ею собора). Это была почти квадратная в плане церковь, довольно просторная и светлая, с арками и колоннами, с большим куполом. Специалисты характеризуют архитектуру таких храмов как переход от классицизма к псевдорусскому (или русскому) стилю в отечественном храмостроительном зодчестве.
К началу 50-х годов XIX в. относится открытие в одной версте от монастыря скита и строительство скитской каменной двухэтажной церкви, во имя святителя Тихона Задонского - вверху и пророка Иоанна Предтечи внизу. Территория скита была обнесена каменной оградой. Для скитской братии были построены один каменный и два деревянных дома. Сюда удалялись из Ордынской пустыни иноки, ищущие наибольшего безмолвия и уединения. Появление Предтеченского скита являлось большой заслугой отца Палладия, избравшего это место, изначально предназначавшееся под монастырское кладбище, для более уединенных подвигов монашеской братии. По свидетельству современников, само расположение скита, окруженного водной гладью реки и вековыми соснами, способствовало созерцанию и аскетизму, благоговейной молитве и размеренному труду на благо обители.
Наконец, благодаря иеромонаху Палладию, началось возведение каменной монастырской ограды с 5 башнями по углам и надвратной церковью во имя святителя Николая.
За неутомимую деятельность на Христовой ниве иеромонах Палладий был возведен в сан игумена (1858 г.), а затем и архимандрита (1860 г.). К этому времени монастырь достиг своего расцвета, молва о благочинии «Ордынки» распространилась далеко за пределы уезда и даже епархии, благодаря чему число братии увеличилось до 60 человек (Не удивительно поэтому избрание высокопреосвященным Тимофеем местом своего пребывания на покое данной обители, в которой он прожил последние годы жизни и был погребен в склепе придела Казанской Иконы Божьей Матери Софийского собора).
Архимандрит Палладий скончался в 1866 г., на 76 году жизни и погребен недалеко от входа в Софийский храм, справа от паперти.
Преемником архимандриту Палладию был назначен иеромонах Аполлоний, отличавшийся благочестием. За время его краткого игуменства (6 месяцев) была достроена надвратная Никольская церковь, под которой и погребен отец Аполлоний. Никольский храм освящен 3 сентября 1861 г. преосвященным Антонием, епископом Смоленским и Дорогобужским.
После смерти отца Аполлония настоятелем пустыни стал иеромонах Паисий. Он на протяжении 40 лет проходил различные монастырские послушания, начиная с нижних вплоть до настоятельства. На время его игуменства приходится строительство каменного придела к Рождество-Богородицкой церкви, освященного во имя преподобного Сергия Радонежского. Одной из главных забот отца Паисия стало укрепление размываемого водами Межи монастырского берега. В 1880 г. настоятель обратился к благотворителям с воззванием, в котором писал о проблемах в пустыни.
Призыв игумена не оставил людей безучастными к нуждам монастыря. Состоятельные богомольцы жертвовали крупные суммы денег. В 1880 г. вдова штабс-капитана Ольга Якимович, духовщинский купец Илья Лебедев и Ольга Семенова пожертвовали в пользу обители 1720 рублей. По завещанию великолуцкой купчихи Екатерины Ивановны Карасевой поступило в 1886 г. 1000 рублей. Были и еще взносы различной величины. На эти средства берег реки был укреплен, а также улучшилось материальное состояние Ордынской пустыни. В 1880 г. игумен Паисий был возведен в сан архимандрита. В монастыре несли послушание 7 иеромонахов (Илларион, Серафим, Филофей, Досифей, Дорофей, Антоний, Тихон), 5 иеродиаконов (Иерофей, Пафнутий, Иосиф, Сергий, Мартирий), 7 монахов (Симеон, Давид, Антонии, Илларий, Пантелеймон, Роман, Палладий) и 1 рясофорный послушник (Дмитрий Козлов)20. В число бельцов и послушников входила крестьянская и мещанская молодежь. Приходя в обитель безграмотными, молодые люди, участвуя в клиросном чтении и пении, становились хорошими чтецами и канонархами. А, исполняя различные монастырские работы, послушники учились ремеслам и, если возвращались в мир, не выдержав искуса, то имел полезный запас необходимых для дальнейшей жизни знаний.
Ордынский монастырь для окружающего населения играл не только духовную и образовательную, но и благотворительную роль. Кроме бесплатной гостиницы и питания для богомольцев, обитель содержала 15 престарелых и увечных стариц, предоставив в их распоряжение дом вне монастырских стен, рядом со скотным двором. В 1887 г. при монастыре была открыта епархиальная богадельня для лиц женского пола духовного ведомства. Архимандрит Паисий возглавлял пустынь до 1887 г., в котором по состоянию здоровья был почислен за штат. Во время его настоятельства монастырь оставался таким же благоустроенным, как и во время игуменов Палладия и Аполлония. Одно время, по замечанию епископа Иосифа, обитель во внутреннем и внешнем отношениях была лучше других монастырей епархии23. Но после отца Палладия должность игумена занимал духовник архиерейского дома иеромонах Авраамий, не обладавший твердостью характера, необходимой для исполнения этого церковного послушания. Монастырь стал постепенно приходить в упадок: братия стала расходиться, монастырское хозяйство расстроилось. Один из послушников похитил из ризницы около 4000 рублей. Из-за неосторожного обращения с огнем сгорело два корпуса, причем в пламени погиб ризничий иеромонах Филофей. Число богомольцев стало уменьшаться, и Ордынская пустынь вновь обеднела.
Архиерей недоумевал, с чем связано такое плачевное состояние обители. Средства пустыни нельзя было назвать скудными - за два года на приход поступило наличными деньгами и банковскими билетами 15416 рублей. Вникнув в нужды монастыря, владыка понял, что их причина кроется в настоятеле. Из-за этого он в 1890 г. назначил игуменом иеромонаха Вяземского Предтечева монастыря Иоанна, а отца Авраамия перевел в Вязьму.
Иеромонах Иоанн (в миру Дмитрий Перепелов) происходил из семьи государственных крестьян Ямской слободы города Вязьмы. В 22 года он оставил мир и поступил в Вяземский монастырь, в стенах которого прожил 31 год, проходя различные послушания. В 1878 г. был рукоположен в сан иеромонаха и исправлял должности эконома, ризничего и благочинного. По свидетельствам очевидцев, отец Иоанн обладал практическим умом, твердым характером и опытом в духовной жизни - качествами, сослужившими ему добрую службу во время настоятельства в Ордынском монастыре.
В первую очередь отец Иоанн занялся ремонтом монастырских и скитского храмов. Были переделаны полы, стены расписаны сюжетами из Священного Писания, вызолочены иконостасы, в главной церкви местные иконы украшены массивными серебряными окладами. Снаружи на Софийском соборе появилась настенная живопись.
Как опытный хозяин, игумен не мог оставить без заботы запущенное монастырское хозяйство. Взамен сгоревших корпусов были выстроены новые каменные дома, крытые железом. Для богомольцев устроена еще одна (3-я) гостиница, старые здания отреставрированы. Для производства свечей в обители открылся завод.
Не осталось в стороне сельское хозяйство - его доходность увеличилась настолько, что монастырь уже не нуждался ни в хлебе для пропитания братии и богомольцев, ни для содержания скота. Выстроив новый скотный двор, иеромонах Иоанн довел поголовье скота до 80 голов. Появились необходимые здания: овин, сараи, конюшни и проч. Для увеличения урожаев зерновых были расширены поля, а для обеспечения скота кормами заведено травосеяние. На месте сгоревших домов был разбит фруктовый сад.
На средства пустыни в 1892 г. в скиту открыта церковно-приходская школа с ремесленным отделением, при которой крестьянские мальчики (около 30 человек) проживали в течение учебного года на полном содержании монастыря. Кроме обязательных предметов курса учащиеся обучались столярному, сапожному и слесарному ремеслам, практикуясь в обительских мастерских (выстроенных, кстати, благодаря отцу Иоанну).
Иеромонах Иоанн продолжил укрепление берегов реки Межи, что ему вполне удалось с помощью свай и насыпи.
Таким образом, настоятель обновил монастырь и при этом сумел увеличить денежный капитал обители до 25 тысяч рублей. При нем число, братии увеличилось до 90 человек: 9 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха, 2 рясофорных послушника. Остальную братию (76 человек) составляли послушники и трудники.
За неутомимые труды по украшению Ордынской пустыни иеромонах Иоанн в 1891 г. был возведен в сан игумена, в 1895 г. награждён крестом с украшениями.
Игумена Иоанна в 1901 г. сменил игумен Викторин.
После отца Викторина должность настоятеля занимал иеромонах Порфирий. 21 апреля 1911 г. указом Святейшего Синода он был уволен и вместо него 2 ноября того же года был назначен иеромонах Моисей с возведением в сан игумена.
О деятельности вышеуказанных игуменов в Ордынской пустыни сведений не найдено. В начале XX века в обители проживало 10 монахов и 13 послушников (30).
В ризнице Ордынской пустыни хранились два серебряных креста - мощевика, переданных сюда в дар архиепископом Тимофеем. В них находились частицы мощей следующих святых: преподобных Захарии и Агафона; мученика Мины Печерского; преподобного Силуана; Московских святителей Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена; апостола Андрея Первозванного; евангелиста Матфея; архидиакона Стефана; великомучениц Варвары, Марины и Феклы; великомучеников Феодора Стратилата, Пантелеймона и Евстафия Плакиды; равноапостольного царя Константина; благоверных князей Феодора; Давида и Константина; преподобной Матроны, а также часть Гроба Господня .
Ризница насчитывала 9 серебряных комплектов евхаристических сосудов, кроме находившихся в употреблении. Среди облачений некоторые отличались своим дорогим оформлением и, по оценке епископа Гурия, осматривавшего их в 1890 г., были очень дорогими.
До наших дней, к сожалению; все вышеуказанные святыни не дошли. Они утрачены после закрытия монастыря и сноса его зданий.